Памятка для работодателей по профилактике производственного травматизма по причине дорожно-транспортных происшествий
Одной из причин производственного травматизма является дорожно-транспортные происшествия (далее – ДТП). Причины ДТП можно условно разделить на две категории: человеческий фактор (опасные действия) и независящие от человека обстоятельства (опасные условия).
Основными причинами ДТП являются:
воздействие неблагоприятных погодных условий;
нарушение правил другими участниками движения;
неправильное размещение или крепление груза;
неправильное управление транспортным средством;
техническая неисправность транспортного средства.
В целях профилактики производственного травматизма по причине ДТП работодатель обязан руководствоваться требованиями Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Для снижения риска ДТП по причине человеческого фактора работодателю необходимо:
1. Соблюдать режим труда и отдыха водителей транспортных средств согласно ст. 329 ТК РФ, приказу Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»;
2. Допускать к управлению служебным транспортным средством работников, прошедших профессиональный отбор и профессиональное обучение (ст. 328 ТК РФ), имеющих соответствующие категории и подкатегории водительского удостоверения (Федеральный закон от 07.05.2013 № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»);
3. Выпускать на маршруты только разрешенные транспортные средства (приказ Минтранса России от 12.01.2018 № 10 «Об утверждении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства»);
4. Проводить обучение водителей транспортных средств согласно регламентирующему документу (РД-26127100-1070-01«Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций»), утвержденному Минтрансом России от 02.10.2001;
5. Разработать и проводить инструктажи по безопасной эксплуатации транспортного средства, как водителям, так и пассажирам согласно приложению№ 10 «Типовое положение о службе безопасности движения организации», утвержденному постановлением Минтруда России от 07.07.1999 № 18 «Об утверждении межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт)». Проводить ежедневные планерки с работниками о текущей ситуации на дорогах, ежемесячные обзоры крупных ДТП.
6. Осуществлять контроль за водителями посредством установки в транспорте средств навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (Приказ Минтранса России от 31.07.2012 № 285).
7. Организовывать и проводить предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые медосмотры согласно ст. ст. 213, 328 ТК РФ, а также психиатрическое освидетельствование согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377.
8. Не выпускать в рейсы служебный транспорт, не подготовленный к неблагоприятным погодным условиям, и прекращать его использование в пути следования при резком ухудшении погоды.
9. Проводить предрейсовый и послерейсовый технический осмотр транспортного средства водителем и лицом, ответственным за техническое состояние транспортного средства (приказ Минтранса России от 06.04.2017 № 141).
10. Осуществлять мониторинг и анализ современных технологий и транспортных средств, а также их приобретение и введение в эксплуатацию.
Для сокращения несчастных случаев с участием пешеходов, работодателю рекомендуется снабдить работников-пешеходов сигнальной одеждой или светоотражающими элементами – полосами или брелоками.
С точки зрения безопасности сигнальная одежда гораздо эффективнее отдельных полос, так как помимо светоотражающего материала содержит фоновые флуоресцентные материалы. Они обеспечивают видимость работника в дневное время на фоне ландшафта, а высокий уровень светоотражения делает сигнальную одежду видимой при свете фар в темноте.
Регистрация, анализ и внедрение корректирующих мероприятий помогут предотвратить гораздо более серьезные последствия производственного травматизма по причине ДТП. При организации системы учета инцидентов ДТП в рамках поведенческой безопасности важно обеспечить понимание всеми работниками главной цели – поиска слабых мест и предотвращения будущих ДТП.